Пение-вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого музыкального певческого тона. Но и одновременного ясного и чёткого донесения до слушателя смысла слов поэтического текста.
Дикционная чёткость-необходимое качество профессионального певца, как и вокальность его голоса. Вокальность и слово - две стороны единого процесса пения, взаимовлияющие друг на друга, т.к. производятся единым голосовым аппаратом. Необходимо перейти от слова в речи к слову певческому.
В артикуляции речевых звуков принимают участие многочисленные мышечные органы ротоглоточного канала: губы, язык, мягкое нёбо, зев, глотка. А также мускулатура двигающая нижняя челюсть. Главным артикуляционным аппаратом является -язык. Его перемещения в ротоглоточной полости меняют размеры глоточной и ротовой полости. Корень языка прикреплён к подъязычной кости, поэтому движение языка вверх или вниз передаётся этой кости, а через неё -гортани, что имеет большое значение в объяснении влияния движений языка на работу гортани.
Существует механизм, который связывает работу голосового затвора с работой артикуляционного аппарата -этот механизм называется импеданс. У разных певцов бывает разный импеданс, это зависит от различного анатомического строения. Разные гласные имеют различную степень импеданса, если их расположить в порядке возрастания импеданса то будет:
А – о – е – у – и
Юссон справедливо называет импеданс защитным механизмом гортани, позволяющим голосовой щели производить свою работу без чрезмерного напряжения. В потоке речи гласные и согласные несут неодинаковую функцию. Голос, его эмоциональная окраска, сила звука и насыщенность звучания идёт прежде через гласные звуки. Дикционная чёткость, разборчивость речи связана прежде всего с чётким произношением согласных. В процессе пения мы долго тянем гласные звуки и быстро и активно проговариваем согласные.
Артикуляция при переходе от речи к пению.
Афоризм Ф.М. Шаляпина о том что «петь надо как говоришь», не надо понимать буквально, это относиться к естественности, непосредственности, ясности и чистоты вокальной речи, делающей её похожей на обычную бытовую речь.
Тембрально оформленный, профессиональный певческий звук требует особого положения и приспособления гортани, более широкого открытия рта и такой формы ротоглоточных полостей, которая способствовала бы наилучшему выведению звука в наружное пространство.
Певцу так надо строить гласные и согласные звуки, чтобы они не нарушали кантиленного, льющегося характера голоса, чтобы красивый певческий голос гибко и выразительно передавал мелодический рисунок произведения. Слова же должны как бы нанизываться на вокальную линию.
Пение – результата особой координации в работе голосового аппарата, это качественно иное явление по сравнению с речью.
Глотка при пении должна быть широкой, свободной, при напряжении глотки звук получается зажатый и приобретает горловой оттенок. Глотка не имеет специальной расширяющей мускулатуры. Ширина глотки диктуется положением языка и состоянием её стенок, которые должны находиться в спокойном состоянии при пении.
Зажатие нижней челюсти и скованность артикуляционного аппарата - один из наиболее распространённых недостатков у начинающих певцов, на индивидуальных занятиях рекомендуются приёмы помогающие освободиться от зажатия. В результате чего пение становиться удобным, ничего не болит после пения, голос приобретает свободу и красивое, ровное звучание. Ровность звука при пении в разных голосовых регистрах (у голоса есть нижний, средний и верхний регистры) – это показатель качественно, правильно поставленного голоса, и уровня вокального мастерства исполнителя.
|